Модератор: Модераторы форума
Sysopaty писал(а):STORM
Та я как бы знаю ответ.
Просто, мало кто это анализирует, а еще меньше делают выводы и практически применяют их при эксплуатации автомобиля.
Kostya писал(а):Возможно, через 3 года что-то изменится кардинально, тогда буду смотреть в другую сторону.
STORM писал(а):Sysopaty писал(а):STORM
Та я как бы знаю ответ.
Просто, мало кто это анализирует, а еще меньше делают выводы и практически применяют их при эксплуатации автомобиля.
Теперь и я знаю Благодаря твоему вопросу с задачкой заинтересовался физикой процесса.
Машину продают лошадиные силы, а гонки выигрывает крутящий момент
Что такое мощность, знают все автомобилисты. И неплохо в этом pазбиpаются. Любой водитель скажет, что 100 л.с. вполне достаточно для компактного хэтчбека и маловато для тяжелого седана. И что 400 л.с. — это очень много для автомобиля любого типа. Но когда речь идет про кутящий момент и про «ньютон-метpы», в которых он измеряется, возникает заминка. Например, 100 Нм — это много или мало? И почему «…очень хорошо, что мотор развивает 200 Hм всего при 1750 об/мин»? Итак, речь пойдет о величине непонятной большинству водителей. Крутящий момент. Что это такое?
Для начала вернемся к «лошадиным силам». То есть к мощности. Этот показатель характеризует силу мотора. Однако запас силы зависит от оборотов. Наибольшую мощность современные моторы выдают в среднем при 5000–6500 об/мин. Но кто ездит в таких режимах? В обычной городской езде тахометр показывает 2000–3000 об/мин. Получается, если двигатель вашего автомобиля развивает порядка 100 л.с. почти на предельном режиме, то, двигаясь в городском потоке на средних оборотах, вы имеете в запасе около 40–50 сил.
Теперь представим, что нужно обогнать грузовик. Сейчас вам потребуются все 100 л.с. мотора. Но их нельзя вот так сразу собрать в единый табун. Только постепенно: сначала двигатель раскрутится до 4000 об/мин — и поголовье под капотом увеличится примерно до 70 л.с. Затем стрелка тахометра доберется до отметки 5000 об/мин — в вашем распоряжении окажутся 90 лошадей. И только когда мотор достигнет пика, скажем в 6000 об/мин, педаль акселератора будет повелевать полноценными, обещанными по паспорту 100 лошадиными силами.
В таких ситуациях и вступает в игру крутящий момент (далее КМ). Это «пастух», который на разгоне «сгоняет» в единую упряжку все лошадиные силы мотора. Чем больше КМ, тем быстрее двигатель набирает обороты. И тем скорее собирается в единый кулак вся мощь мотора. И соответственно, тем лучше ускоряется автомобиль.
Второй важный нюанс — обороты, на которых мотор развивает максимальный КМ. Скажем максимум выдается при 4000 об/мин. До них и нужно раскрутить двигатель, чтобы рассчитывать на приличное ускорение. А разгоняться придется с тех самых 2000–3000 об/мин, которые поддерживаются при нормальной езде. Здесь-то и теряется время, столь драгоценное при том же обгоне.
Другое дело, если максимальный КМ двигатель выдает, скажем, при 2000 об/мин. Тогда нет проблем. Вы просто давите на газ, и машина сразу напористо набирает ход, не теряя времени на раскрутку мотора. Теперь ясно, почему выгодно, чтобы двигатель выдавал много КМ на низких оборотах? И почему «…очень хоpошо, что мотор развивает максимальные 200 Hм всего пpи 1750 об/мин»? В последнем контексте упор делается не столько на КМ как таковой, сколько на завидно малые обороты, при которых он развивается. Такие двигатели называют «тяговитыми».
BMB писал(а):Другое дело, если максимальный КМ двигатель выдает, скажем, при 2000 об/мин. Тогда нет проблем. Вы просто давите на газ, и машина сразу напористо набирает ход, не теряя времени на раскрутку мотора. Теперь ясно, почему выгодно, чтобы двигатель выдавал много КМ на низких оборотах? И почему «…очень хоpошо, что мотор развивает максимальные 200 Hм всего пpи 1750 об/мин»? В последнем контексте упор делается не столько на КМ как таковой, сколько на завидно малые обороты, при которых он развивается. Такие двигатели называют «тяговитыми».
Sysopaty писал(а):Но гонятся за этим тоже не стоит. Кому-то это надо, кому-то нет. Как Костя правильно пишет, главное - это сфера применения.
Torpedo писал(а):И всё-таки, почему крутящий момент уменьшается после определённого количества оборотов?
Sysopaty писал(а):Не надо представлять лошадей, табуны и погонщиков.
Sysopaty писал(а):"Тяговитый" - у этого есть точное научное определение. Звучит как "эластичность двигателя".
Torpedo писал(а):И всё-таки, почему крутящий момент уменьшается после определённого количества оборотов?
Torpedo писал(а):И всё-таки, почему крутящий момент уменьшается после определённого количества оборотов?
BMB писал(а):Я когда-то (очень давно) специально сохранил этот текст, потому, что он очень наглядно описывает физику процесса без физических терминов. И в этом его соль.
BMB писал(а):Для начала вернемся к «лошадиным силам». То есть к мощности. Этот показатель характеризует силу мотора.
BMB писал(а):Однако запас силы зависит от оборотов.
BMB писал(а):Чем больше КМ, тем быстрее двигатель набирает обороты.
BMB писал(а):Но их нельзя вот так сразу собрать в единый табун.
BMB писал(а):и поголовье под капотом увеличится примерно до
BMB писал(а):Это «пастух», который на разгоне «сгоняет» в единую упряжку все лошадиные силы мотора.
Вернуться в Разрешите представиться
Зарегистрированные пользователи: Google [Bot]