Долго не хотел выкладывать, но ..... Дорожный набросок.
Киев-Париж-Киев 2011Не думал в далеком детстве, что крылатая шутка Жванецкого "мне в Париж, по делу, срочно" станет для меня реальностью.
Но так уж случилось, что наша дочь практически одновременно стала студенткой Сорбонны и взрастившего несколько поколений нашей семьи КПИ. Правды ради, надо сказать, что студенткой Сорбонны она стала раньше, но в ночь перед последним днем подачи документов в наши ВУЗы у нас дрогнули нервы (а вдруг будут проблемы с визой?) и она стала студенткой КПИ.
Наконец-то виза получена, документы из КПИ забраны и под философский вопрос дочери: "А что с собой берут люди, когда уезжают навсегда?", начала расти гора сумок, сумочек и пакетиков с вещами совершенно необходимыми там, куда уезжают навсегда.
Взглянув на нее, мы поняли – самолет нам не подходит, и посмотрели на Толедыча.
Верный Толедыч потянув радиаторной решеткой воздух дальних дорог, презрительно скосил фары на гору багажа.
- Хозяин, ты это чего? Я же машина благородных кровей, а не какой-то вьючный мул!
- Ладно, не ворчи. Обратно налегке пойдем. Зато славно покатаемся!
Из-за оставшейся одной несчастной недели отпуска первоначальный маршрут планировался почти в раллийном темпе. Два с половиной дня туда, день на отдых и два с половиной дня обратно.
Как нельзя кстати, визу дочери дали за неделю до Дня Независимости и (выпросил у директора 2 дня под обещание заехать на обратном пути к заказчикам в Ужгороде) появилась возможность добавить еще 3 дня.
Итак, окончательный маршрут получился таким:
Киев – Львов – Ужгород – Будапешт – Вена – Зальцбург - Мюнхен – Страсбург – Париж - Кобленц (Немецкий Угол) – Линц – Будапешт – Берегово - Ужгород – Киев.
10 дней в пути и ровно 5550 км (в итоге) дорог 6 стран.
Ранним утром началась загрузка Толедыча. Багажник под крышку, заднее сиденье вровень спинки. Машина приняла вид глиссера.
- Папа, а она ехать сможет?
- Полетит. Хотя я предлагал тебе подумать об этом во время сбора вещей.
Перед выходом, как водится, присели «на дорожку». И тут голову прорезала мысль – вот как, на самом деле, заканчивается детство. Не на школьном выпускном, а в момент, когда ты сидишь со своим еще ребенком перед дальней дорогой. Дорогой в неизвестную и сложную взрослую жизнь. Почти также закончилось и мое детство около 30 лет тому назад. Но сейчас мне выпала возможность продлить этот переход еще на целых 5 дней!
Под бодрый мотивчик известный со времен моего детства:
- Во французской стороне, на чужой планете
- Предстоит учиться мне, в университете
Берем курс на запад.
Житомир, из-за непонятной схемы новой развязки на окружную, проехали через город и … вот он сданный к Евро-2012 автобан! Все бы ничего, но автобан по-прежнему проходит через многочисленные села, в которых его пересекают пешеходные переходы и движение тормозят светофоры. Но ям уже нет. И на том спасибо!
За Ровно автобан закончился. Старая узкая дорога, правда, с новым и ровным асфальтом.
На окружной Львова встретились со старыми друзьями и заодно перекусили. Оценили громаду нового футбольного стадиона.
Вне машины становится жарко, и температура повышается по мере движения на запад. В Ужгороде термометр показывает +33. А в нашем гостиничном номере нет кондиционера. Жарко и душно.
Старт в 5:00. В 5:30 мы въезжаем на погранпереход.
- Много сегодня машин?
- Да всего штук 5 на таможне и пара штук на мосту – бодро ответил пограничник на въезде.
Когда мы въехали в таможенную зону, я понял – попали! После таможенного досмотра машины стояли в 4 ряда. Проезд на мост – закрыт.
- Что у Вас в багажнике?
- Личные вещи
- Кх-м-м. Все?
- Офицер, везу дочь учиться в Париж.
- Закрывайте багажник и становитесь в очередь на мост.
Слава Богу! Больше всего я боялся, что заставят все выгружать.
Стоим. Пока все не так и грустно. Есть туалет, магазинчик дьюти-фри. Проходит час. Вдруг, по какому-то тайному закону очереди, начинается суета. Водители разбегаются по машинам, заводятся двигатели. И действительно, через некоторое время группами по 5 машин из каждого из 4-х рядов начинают запускать на мост. Ревя моторами и повизгивая шинами, машины срываются с места и …. через несколько десятков метров застывают в общей очереди на мосту. Все! Капкан.
Ни туалета, ни просто куда-то выйти – мост.
Два томительных часа медленного неравномерного движения по мосту. Единственное, что радует – раннее утро, т.к. поднимающееся солнце обещает новый жаркий день.
Наконец-то венгерская сторона. Венгерский таможенник почему-то сильно обрадовался тому, что я говорю по-английски, быстро осмотрел машину, поинтересовался количеством водки в багаже и бензина в баке. Все, мы в Европе.
Прохождение границы заняло ровно 3 часа!
70 километров грустных венгерских дорог и наконец-то мы на автобане.
Теперь дело пойдет веселее, и мы вполне можем наверстать упущенное на границе время. Вот только погода не радует – показания термометра все время растут, подбираясь к цифре 30. Затем они ее пересекли и рост продолжился. Когда мы въехали в Будапешт, термометр показывал 38!!!
Из машины выходить не хотелось категорически. Поэтому ограничились небольшой экскурсией по городу и посмотрели на главные достопримечательности Будапешта из окна. Впереди Вена, там наша следующая плановая ночевка.
Гостиница в Вене всего в 30 пешеходных минутах от Хофбурга. И хотя стоит жара 35 градусов, мы решаем идти пешком по самой модной торговой улице Вены – Марияхильфельштрассе.
Но сначала обед. В маленьком ресторанчике, недалеко от гостиницы заказали традиционный венский шницель. Правда, в последний момент, дочка попросила себе бэби-шницель (детская порция) и очень обрадовалась своему выбору, когда увидела размер настоящего шницеля, который принесли мне.
Хофбург, Штефанплатц, улочки старой Вены. Все такое знакомое, но, как и в первый раз, поражает своим масштабом и величием.
На ступеньках украинской греко-католической церкви Святой Варвары женщина вещает группе товарищей по бумажке и с выражением:
- Любить Україну!
Проходящая мимо дочь тут же громко и с выражением подхватывает:
- Як сонце любить!
- Як вітер, як трави і води!
Группа товарищей удивленно оглядывается на нас.
Несмотря на опустившийся вечер, жара не спадает. В гостиницу возвращаемся с натертыми ногами.
Утром опять в дорогу. По пути до Мюнхена две запланированные остановки – Зальцбург и озеро Кимзее. Но погода! Цифры термометра лениво перескакивают от 36 до 38 и обратно. В Зальцбурге – 38. Поэтому небольшая экскурсия по городу, не выходя из машины. Очень жарко!
На берегу Кимзее все-таки вылезли наружу. Кристально чистая вода, лебеди, паруса яхт … Невыносимая жара заставляет скорей прятаться в прохладное нутро Толедыча.
В Мюнхене немного полегче – «всего» 33. Дочь здесь первый раз и ее поражает обилие ресторанчиков и пивных разбросанных вокруг Мариенплац.
В тенистом дворике одного из таких ресторанчиков заказываем баварские сосиски и пиво. Как же это вкусно!
Мариенплац, Максимилианштрассе, Одеонплац - один из самых любимых городов! Зашли в знаменитый Хофбрайхаус. Очередное открытие дочери – она узнала, что именно здесь начался мюнхенский пивной путч, здесь любили (и любят) бывать политики, писатели и художники. Жалко, что попали на перерыв у музыкантов.
А вечер проводим в одном из бирхаусов, в компании моих студенческих друзей, давно живущих в Мюнхене. И еще одно открытие дочери – она думала, что баварский бирхаус то же самое, что английский паб. В Баварии ей понравилось больше.
- Наверное, ночью, машины на отельной парковке тихонько разговаривают друг с другом о своих странах, разных дорогах и о своих хозяевах…
- Папа! Может, ты еще веришь в то, что игрушки разговаривают и в Деда Мороза?!
- В игрушек верю, а в Деда Мороза, почему-то, никогда не верил …
- Как маленький!
- А ты уже совсем взрослая….
Ночью в окно начинает вползать долгожданная прохлада, утром небо затянуто свинцом и как только мы выехали на автобан, начался ливень. Наконец-то стало прохладно!
Ливень то утихал, то становился сильнее и окончательно закончился точно на немецкой стороне Рейна, перед пограничным мостом. Несмотря на ожидание дочери не пропустить въезд во Францию, все произошло слишком буднично. Переехали Рейн и дорожные указатели стали на французском языке. Даже указателя «Франция» не было. А термометр в машине показывает приятные +19.
В отеле «Ибис», практически в самом центре Страсбурга, нас поджидала неожиданность, отчасти из-за того, что я забыл папку с подтверждениями бронировок в венском отеле.
- Добрый день, у нас забронирован номер.
- Извините, но Вашей бронировки нет.
- Этого не может быть. Проверьте еще раз, пожалуйста.
- Может быть, Вы бронировали в другом отеле? В Страсбурге несколько «Ибисов».
- Нет. Я Абсолютно уверен, что в этом. На улице Севастополь.
- О! Вот Ваша бронировка! Но она отменена.
- Я ничего не отменял. Что происходит?
- А-а! Ваша бронировка отменена в связи с переносом в отель «Новотел» (это более дорогой отель той же отельной сети) в связи с тем, что у нас сегодня большая делегация. Идемте, я Вас провожу, это соседнее здание.
- А цена?
- Цена останется нашей, не волнуйтесь.
И через несколько минут мы в номере отеля «Новотел», который в два раза дороже забронированного нами «Ибиса».
- Идем, я покажу тебе Страсбург. – дочь здесь тоже впервые.
- Идем. Но сначала обедать.
Сразу бросается в глаза, что в отличие от хлебосольной Баварии, здесь большинство ресторанчиков – кондитерские. И главное отличие Франции от Баварии – многие из ресторанов закрыты на обед!
Наконец нашли понравившееся заведение, и …. Я вздохнул с облегчением. Дочь почувствовала себя на «своей» территории и бодро щебечет с официантом на французском, обсуждая меню. Посмеиваюсь про себя, когда официант обращается к дочери «мадам». Пусть завидует!
Но, то ли кто-то кого-то не так понял, то ли мы сами ошиблись при заказе, но вместо ожидаемого мной белого вина, принесли красное. Ладно, оно тоже местное и неплохое и еда вкусная.
Для экскурсии по каналам Страсбурга выбрали катер закрытый стеклянной крышей. Все-таки прохладно и временами срывается небольшой дождик. А в ожидании катера посмотрели Страсбургский собор и его знаменитые часы.
Удивительно, но содержание текста сопровождавшего экскурсию на катере в аудиогиде не поменялось, и я мог почти дословно рассказать все то, что слышал 6 лет назад! Очень красивый город! Мы обошли, практически, всю центральную часть. Теперь спать! Завтра заключительный день пути в Париж.
Следующий день принес не очень приятный сюрприз. На всех заправках, на французских автобанах, нужный мне 95-й бензин только с биоэтанолом, марки Е-10. Этот бензин был широко разрекламирован в начале года и в марте стал поступать на европейские автозаправочные станции. Буквально сразу Германия и большинство европейских стран его запретили или ограничили продажу из-за жалоб автовладельцев на возникшие проблемы с двигателями. И только Франция продолжила его широкомасштабную продажу. Почти все двигатели производства Фольксваген попали в группу «ограниченного применения» данного бензина. Пришлось заливать более дорогой 98-й.
Автомобильный поток становится все плотнее, впереди начинают появляться высокие дома, по всем признакам перед нами Париж! Проскользнули сквозь суету Переферика, и вот замелькали знакомые с зимы маленькие парижские пригороды. Еще несколько минут и трудяга Толедыч замер возле дома наших родных, встречающих нас у калитки. Приехали! Счетчик отщелкнул 2700 км.
Освобожденный от поклажи Толедыч расправил «конечности» и принял свою обычную гордую испанскую осанку отдыхая в тени деревьев очень уютного дворика.
Я еще не был в этом доме и нахожусь под большим впечатлением. Просторный, красивый, много воздуха. Настоящее шато! Конечно, еще много чего придется делать и в доме и в саду, но все обязательно сделается. А главное, что у этого дома теперь есть наследник – маленький продолжатель рода и будущий хозяин. Пока, он еще большей частью спит, мирно посапывая маленьким носиком, но у него все впереди!
А дочь …. Дочь в один момент стала взрослой. Вот она деловито разбирает вещи и обживает предназначенную ей милую и светлую комнату, а вот уже суетится на кухне, помогая с приготовлением еды, и по-хозяйски накрывает на стол. Она выросла.
Вечером, в гостях веселая компания друзей, барбекю в саду. Слушая беззаботную русскую речь, трудно заставить себя поверить, что мы в центре Франции, всего в нескольких километрах от Парижа.
Как же хорошо спится в этом доме! Кристально чистый воздух, тишина! Отдохнул так, как будто и не было пяти дней в дороге.
Проводил до парижской электрички дочь, полностью погруженную в решение вопросов связанных с ее новой жизнью. Родные уехали по делам в Париж. И я на целый день остался «владельцем» шато!
С удовольствием повозился в мастерской (давненько не брал в руки инструменты), сорвал засохшие веточки можжевельника в саду, почистил фонарь у входа.
Наверное, в прошлой жизни, у меня был свой дом – очень понравились эти заботы.
Когда солнце начало клониться к закату, как настоящий француз, вынес на террасу сыр и бутылку вина. Это просто рай!
А утром, «по холодку», в обратный путь. Снова бежит под колеса бесконечная лента дороги. Только теперь в машине один.
В Люксембург я въезжал с «эскортом» – справа и слева от меня довольно долго ехали два Сеата Леон такие же вишневые, как мой Толедыч. Наверное, со стороны смотрелось здорово!
Заправившись (наконец-то!) нормальным бензином посмотрел на Люксембург сверху. Здесь у дочери сильно болел зуб 4 года назад. Наверное, не буду спускаться. Едем дальше.
В домашних заготовках уже пару лет лежит практически готовый маршрут по замкам долины Рейна. Отправная точка этого маршрута – город Кобленц, знаменитый тем, что здесь находится знаменитый Немецкий Угол (Deutsches Eck). Место, где Мозель сливается с Рейном.
На замки и в этот раз времени нет, а Кобленц выбран местом ночевки.
Во время войны город был практически полностью уничтожен союзниками. В том числе, и прямым попаданием американского противотанкового снаряда, был уничтожен величественный монумент Вильгельму I, построенный во второй половине 19 века в честь объединения Германии, и ее военных побед. На остатках постамента, французские оккупационные власти собирались поставить памятник "дружбе народов", но немцы высказались против. В течении нескольких десятилетий они восстанавливали монумент, торжественно открытый в 1992 году и вторично ставший символом объединения Германии. О последнем разделе Германии напоминают обломки Берлинской стены под монументом.
Рядом с ним находится Дом тевтонского рыцарского ордена, который и есть настоящий немецкий (тевтонский) угол. Именно от него пошло название этого места.
Вдоль набережной Рейна иду к месту слияния рек. Но проход на Немецкий Угол платный т.к. здесь зона отдыха и развлечений. Дневной билет стоит 26 Евро, а т.к. уже вторая половина дня – вдвое дешевле. Действительно впечатляет! И с географической, и с исторической, и с монументальной точек зрения! Памятник Вильгельму огромен!
Рядом станция канатной дороги, которая везет к развалинам замка на противоположном, высоком берегу Рейна. Оттуда, наверное, должен быть отличный вид на Немецкий Угол. Едем!
Оказалось, что наверху зона развлечений, а остатки замка используются как декорации небольшого ресторана и сцена для театрализованных рыцарских поединков. Река, практически, не видна. Самые лучшие виды открываются только из кабинки канатной дороги.
Ну а теперь, надо поесть. Здесь, все так же, самая популярная еда сосиски с тушеной капустой, но конкуренцию пиву составляет мозельское вино. Его и закажем.
По вкусу очень похоже на эльзасские вина. Да и подают его в точно таких же бокалах. Только в Эльзасе ножка бокала зеленая, а здесь – белая.
Утром над городом висит туман. В долине Рейна он становится совсем сильным. Приходится снизить скорость и включить все противотуманное освещение.
Перед Франкфуртом туман рассеялся и позволил наблюдать впечатляющее зрелище заходящих со всех сторон на посадку самолетов.
Когда мы несколько лет назад были в Регенсбурге, мы не попали в старейшую в Германии сосисочную Historische Wuerstkueche, которой более 850 лет. Опоздали всего на полчаса.
Теперь есть шанс все-таки попробовать старейших сосисок, т.к. мой маршрут идет через Регенсбург.
Ну что сказать. В Германии есть сосиски и вкуснее. Но сам факт того где и как они приготовлены, поднимает вкусовую планку на очень высокий уровень!
Ночевка запланирована в Австрии, город Линц. Он был удобен с точки зрения разбивки дневных дистанций, ну а, кроме того, при подготовке к поездке я вычитал, что в Линце самая большая средневековая площадь Австрии.
Несмотря на то, что город в 170 километрах от Вены, из-за своего узлового расположения на речных и сухопутных торговых путях, все здания построены с размахом и помпезностью не сильно уступающими Вене. Красивый небольшой город. Ну а знаменитая площадь … Если бы я был в Европе впервые, наверное бы впечатлился.
Пойдем-ка лучше поужинаем в симпатичном биргартене.
Следующие два дня очень длинные переходы. Поэтому в путь и пораньше.
Промелькнула Вена, притормозил светофорами и тянучками Будапешт. Кстати, надо сказать, что восточное жлобство на дороге начинается именно от Будапешта. Игнорирование указателей поворота, блокирование на перестроениях, светофорные гонки. Ну ничего, по сравнению с Киевом, они еще дети. Правда, быстро усваивающие плохие манеры.
Потянулся монотонный венгерский автобан, по мере удаления от Будапешта все более пустынный.
Один и тот же музыкальный диск пошел крутиться по третьему кругу …. Лень переключать передачу – Толедыч мощный, и так вытянет … Как задолбал этот Мерседес, который второй час то впереди, то сзади …. Вокруг ровный, как стол, степной пейзаж …. Когда уже закончится этот автобан!
Но даже после съезда на обычную дорогу, концентрация восстанавливается медленно. Видимо сказывается накопившаяся усталость, да и за сегодня уже пройдено более 700 километров.
Граница. В этот раз я решил переходить ее в Берегово, рассчитывая более быстрым прохождением границы компенсировать лишних 70 километров до Ужгорода.
У венгров, не выходя из машины паспорт в окошко, штамп и на украинскую сторону. Проверка документов, откройте багажник. Закрывайте, всего хорошего! 15 минут на все!
Ямы, коровы, велосипедисты, трактора, разболтанные в хлам Жигули, опять ямы! Как быстро от всего этого отвыкаешь! Хорошо, что я не поехал сюда на груженой машине – ЭТО трудно назвать дорогой!
Наконец-то кольцо трассы Киев-Чоп. Проверился по знакам "направление по полосам" …. Е-мое! Ну кто так строит! Вернее вешает знаки и рисует разметку! При повороте я на какое-то время оказываюсь на встречной полосе (местные, видимо знают об этой проблеме) и вижу, как радостно заторопился в мою сторону инспектор ГАИ.
- Добрый день! Инспектор Тра-та-та
- И Вам добрый, инспектор. Что случилось?
- Нарушили правила разметки.
- Инспектор, я ехал в соответствии со знаками. А то, что у Вас знаки и разметка не соответствуют друг другу, так я ж не виноват!
- У нас тут люди на фурах помещаются, а Вы на легковой не вписались
- Инспектор, что Вы от меня хотите? Я еду издалека, устал. Хочу поскорей попасть в гостиницу в Ужгороде. Может где-то и ошибся, но проблем-то никому не создал!
- Будьте внимательней! Счастливого пути!
В Ужгороде локальная катастрофа – поврежден газопровод, в связи с чем в городе уже несколько дней нет газа. Из-за этого, в гостинице нет горячей воды и в ресторане готовят не все блюда из меню.
На летней террасе отеля встречаюсь с представителями заказчика. Молодые ребята достаточно толково рассказывают о своих задачах и путях решения проблем. Пьем пиво.
- Ребята, а давайте перенесем наше общение туда, где кормят. Я сегодня с утра ничего не ел.
- Конечно, поехали.
Уютный ресторанчик. Хорошая кухня. Но после нескольких рюмок водки, моих собеседников начинает уводить в "астрал".
- М-мы сейчас п-поедем на з-завод! Т-ты д-должен в-все увидеть с-сам!
- Мужики! Уже 11 вечера, какой завод?! Вас же выгонят с работы!
- Е-ерунда! Н-нас п-пустят в любом с-состоянии!
Хорошо, что успел узнать их домашние адреса. Пришлось развозить молодежь на такси по домам и сдавать в заботливые, но крепкие руки их жен.
Сегодня самая длинная и самая сложная дистанция. Несмотря на это не тороплюсь с выездом, чтобы получше отдохнуть. Дорога известна наизусть, но практически сразу пойдут карпатские перевалы.
На завтраке, в ресторане гостиницы звучит рояль. Оказалось, что играет "живой" пианист в белой рубашке и бабочке. Интересно и необычно.
Все! В дорогу.
Карпаты. Самый сложный, но самый интересный и самый любимый участок пути! Подъем, поворот, спуск, снова поворот …. Сколько раз я здесь проезжал во время многочисленных командировок!
Впереди парень на Ладе явно гордится своим умением ездить в горах и знанием дороги. Эх! Когда-то и я, почти на такой же Ладе, мало кого здесь пропускал вперед. Но времена поменялись. Толедыч игриво берет поворот за поворотом и парень на Ладе, в конце-концов, не выдерживает напора грозно насупившихся фар и широко расставленных лап-колес горячего кабальеро.
Небольшая остановка в давно знакомом ресторанчике под Ровно и, последний 300-километровый рывок.
Вот и дом. А у подъезда встречает любимая жена. Верный штурман. Мне тебя очень не хватало в дороге!
- Привет, родная!
- Привет! А машина такая чистая, как-будто и не проехала больше 5000 км!
Усталый Толедыч усмехнулся в «бороду» воздухозаборника и хитро подмигнул поворотником.
Для передачи «100 умных мыслей от 100 умных мужчин» (х/ф “О чем говорят мужчины»):Почему людей тянет в дорогу? Вероятно потому, что в дороге есть аналогия с нашей жизнью.
Когда-то в юности, я мечтал сесть в машину и поехать далеко-далеко. Один на один с дорогой. Мелькают страны, проносятся города, встречают и провожают отели.
Н-да.
Я и сейчас, после многих дорог, продолжаю мечтать об этом …. Но, теперь я точно знаю - это не должен быть автобан. На автобане нет спусков, но нет и подъемов, на которых рука отщелкивает передачи раньше, чем мозг. Редки торможения «в пол», но нет и разгонов «в звон». Нет крутых виражей, на которых ты подсознательно крепче сжимаешь руль, но все равно вдавливаешь сильнее газ. Ты много часов (или лет?) мчишься по ровной, многополосной дороге и ее монотонность тебя расслабляет и убаюкивает.
Превращая увлекательное путешествие в транспортный рейс.