Как выглядела кабина сверхзвукового Ту-144.
Как выглядело рабочее место капитана сверхзвукового пассажирского лайнера в условиях технологий 60-х годов прошлого века?
За исключением перевода большинства приборов на экраны - практически так же, как и сегодня. Компоновка, расположение рычагов и приборов сформировались уже тогда.
Посмотрим в подробностях кресло КВС и его окрестности на примере борта СССР-77106, первого, совершившего пассажирский рейс - из Домодедово в Алма-Ату 26 декабря 1975 года.
Пульт автоматической бортовой системы управления (АБСУ). Внушительно, зато просто и понятно. Не уверен, что TO/GA удобнее иметь на штурвале, чем на РУД, но как есть. Второй пилот лишен большей части радостей общения с АБСУ
АБСУ имеет следующие режимы:
- режим штурвального управления;
- режим захода на посадку по планкам положения;
- режим стабилизации и управления приборной скорости.
Кнопки и назначение:
- <значок штурвала> - переход на штурвальное управление в продольном и боковом каналах, на левой и правой половинах;
- В <высота> - стабилизация барометрической высоты;
- С <скорость> - стабилизация и управление приборной скоростью (черзе тягу двигателей);
- ПРОДОЛ. - стабилизация и управление углом тангажа;
- БОК - стабилизация и управление курсом (разворот);
- ЗК - стабилизация и управление заданным курсом;
- ГЛИС + <вправо> - автоматический заход на посадку в продольном канале;
- ЗАХОД + <влево> - автоматический заход на посадку в боковом канале;
- ГЛИС + <значок штурвала> - директорный заход на посадку в продольном канале;
- ЗАХОД + <значок штурвала> - директорный заход на посадку в боковом - ГЛИС + <значок штурвала> - директорный заход на посадку в продольном канале;
- ЗАХОД + <значок штурвала> - директорный заход на посадку в боковом канале;
- УХОД/ВЗЛЕТ - TO/GA, контроль тяги во время ухода на второй круг или взлета;
- ПРИЗЕМ и КРУГ - неизвестно, не упоминаются в РЛЭ.
Слева от штурвала - указатель числа маха, уточненный указатель скорости, угол атаки и перегрузок, указатель поворота, рулей направления и высоты, выключатели гидроусилителей и соответствующие манометры:
На месте MCP, который появится пару десятилетий спустя, светомузыка.
Навигационно-пилотажный комплекс НПК-144.
Карта записана на пленке и проецируется на манер диафильма. Во время полета ее, насколько мне известно, передвигали вручную:
Система позиционирования (напоминаю, на дворе год появления аудиокассеты и бытового видеомагнитофона, первый спутник отправится на орбиту через четыре года!)
Отображение положения носового обтекателя, передних крыльев, шасси и хвостовой пяты (даже по схеме видно, где у борта сосредоточена масса):
Прошлое - забыто, будущее - закрыто, настоящее - ДАРОВАНО ...