Write comments

Эксплуатация и обслуживание АКБ

Пн апр 20, 2009 09:53:41

Наткнулся в инете на серию статей "Всё об аккумуляторах"... как чайник в этом вопросе, не берусь давать ей квалификационную оценку, но очевидно, как ликбез по АКБ, будет полезно таким же чайникам, как я :roll:

===============================================

Эксплуатация и обслуживание АКБ

1. Хранение и транспортировка.

- Сухозаряженные аккумуляторы не требуют обслуживания. Хранить их следует в сухом прохладном помещении при плюсовой температуре, недопуская замерзания.
- Залитые аккумуляторы следует заряжать, когда плотность электролита опускается не ниже 1,21 кг/л.
- Транспортировка и хранение залитых аккумуляторов производится в вертикальном положении, чтобы избежать выливания кислоты.
- При транспортировке не допускайте опрокидывания аккумулятора.

2. Зарядка аккумулятора.

- В сухозаряженные аккумуляторы залейте электролит, подзарядка не требуется.
- При заливке температура аккумулятора и электролита должна быть не ниже 10 градусов.
- Откройте пробки банок.
- Заполните все банки электролитом по стандарту VDE 0510 с плотностью 1,28 кг/л (для тропических стран 1,23 кг/л) до отметки на корпусе или 15 мм над пластинами.
- Дайте аккумулятору постоять 15 минут, затем слегка покачайте корпус, при необходимости долейте электролит.
- Плотно закрутите или соответственно вдавите пробки, удалите с поверхности аккумулятора частицы электролита.
- Поставляемые в залитом виде аккумуляторы готовы к установке и эксплуатации.
Примечание: если при низкой температуре или в результате неблагоприятных условий хранения аккумулятор не дает требуемой мощности, необходима его зарядка.

3. Установка аккумулятора.

- Перед установкой или снятием аккумулятора заглушите двигатель и выключите электрооборудование.
- Избегайте короткого замыкания из-за оставленного в двигательном отсеке инструмента.
- Перед снятием аккумулятора сначала отсоедините клемму "минус" (-), а затем клемму "плюс" (+).
- Перед установкой протрите насухо площадку, на которую устанавливается аккумулятор.
- Прочно закрепите аккумулятор.
- Терминалы и клеммы очистите от грязи и смажьте тонким слоем смазки, не содержащей кислоты.
- Подсоедините сначала клемму "плюс" (+), а затем клемму "минус" (-), убедитесь в том, что клеммы прочно закреплены.

4. Зарядка аккумулятора после снятия с автомобиля.

- Перед зарядкой проверьте уровень электролита и при необходимости долейте в банки дистиллированную воду до отметки на корпусе или 15 мм над пластинами.
- Перед зарядкой аккумулятор следует снять, чтобы не повредить автомобиль.
Внимание: соблюдайте положения инструкции по эксплуатации
автомобиля относительно порядка отсоединения аккумулятора!
- Зарядку аккумулятора производите только постоянным током. Подсоедините клемму "плюс" (+) зарядного устройства к терминалу "плюс" (+) аккумулятора и клемму "минус" (-) зарядного устройства к терминалу "минус" (-) аккумулятора.
- Включите зарядное устройство только после его подключения к аккумулятору. По завершении зарядки сначала выключите зарядное устройство, а затем отсоедините его от аккумулятора.
- Зарядку рекомендуется осуществлять силой тока равной одной десятой емкости аккумулятора, например: 44 Ач : 10 = 4,4 А (сила тока зарядки).
- Температура электролита при зарядке не должна превышать 55 градусов. Если температура выше этого значения, зарядку следует прервать.
- Зарядка завершена, если сила тока опускается до нулевой отметки или больше не снижается, или если автоматическое зарядное устройство отключается.
- Зарядку проводите в проветриваемом помещении. Внимание: Во время зарядки аккумулятора образуется взрывоопасный газ! Запрещается использование открытого пламени, спичек и курение!

5. Обслуживание.

Для обеспечения продолжительного срока службы аккумулятора соблюдайте
следующие правила:
- Следите за тем, чтобы верхняя крышка аккумулятора всегда была чистой и сухой.
- Регулярно проверяйте уровень электролита и при необходимости доливайте в банки дистиллированную воду. Никогда не добавляйте кислоту! При значительной потере воды проверьте у специалиста регулятор напряжения.
- Никогда не используйте так называемые модификаторы и улучшители!

6. Помощь при запуске двигателя.

- В связи с тем, что в автомобиле установлена чувствительная электроника, помощь в запуске двигателя рекомендуется осуществлять только специальными пусковыми устройствами (стартовыми бустерами).
- При оказании помощи в запуске двигателя методом "от автомобиля к автомобилю" в момент отсоединения клеммы может возникнуть пиковое напряжение, что приведет к повреждению или полному выводу из строя электроники.
- Поэтому строго соблюдайте следующие правила при использовании кабелей для запуска двигателя:
- Для запуска двигателя используйте сертифицированный кабель, например по стандарту DIN 72 553.
- Соблюдайте инструкцию по использованию кабеля для запуска двигателя.
- Соединяйте аккумуляторы только с одинаковым номинальным напряжением.
- Перед подсоединением кабеля заглушите оба двигателя!
- Сначала соедините оба полюса "плюс", затем полюс "минус" оказывающего помощь автомобиля с массой (металлической частью) автомобиля, которому оказывается помощь в запуске двигателя.
- Включить стартер автомобиля, которому оказывается помощь в запуске двигателя, не более чем на 15 секунд, не запуская двигатель помогающего автомобиля.
- Отсоединение кабеля производите в обратной последовательности.

7. Отсоединение и хранение аккумулятора.

- Зарядите аккумулятор и храните его в прохладном месте.
- Если аккумулятор остается в автомобиле, отсоедините клемму "минус".
- Регулярно проверяйте зарядку аккумулятора.

Добавлено спустя 3 минуты 39 секунд:

Увеличение срока службы аккумулятора

Типы и сроки службы

Имеющиеся в продаже аккумуляторные батареи, как правило, относятся к категориям малообслуживаемых или необслуживаемых. Первые благодаря более совершенной конструкции крайне редко нуждаются в доливке дистиллированной воды – обычно уровень понижается не ранее, чем через год-полтора после начала эксплуатации.
Как малообслуживаемые, так и необслуживаемые батареи при благоприятных условиях эксплуатации служат достаточно долго – 4-5, а иногда и 7-9 лет. Тем не менее, немногие счастливчики используют заложенный потенциал полностью: у большинства срок службы батареи исчисляется четырьмя годами, некоторые меняют «хранительницу энергии» уже после третьего сезона, а отдельные автовладельцы умудряются покупать новый аккумулятор чуть ли не каждый год! Что же влияет на срок службы аккумуляторной батареи настолько существенно, что у некоторых она работает всего 20-30% от заявленного срока?

Не все батареи одинаковы

Красиво оформленные ящички с парой клемм похожи друг на друга лишь внешне. Как правило, только качественные батареи при испытаниях выдают схожие результаты и при прочих равных условиях служат примерно одинаково. Правда, с одной оговоркой – при нормальной эксплуатации и только в случае, если приобретена «свежая» батарея – сухозаряженная, выпущенная не больше трех лет назад; или залитая, у которой период хранения с момента производства не превышает шесть месяцев. Сухозаряженные батареи обычно сохраняют свой заряд в течение первого года хранения, затем после заливки электролита требуется его подзарядка. Увы, длительный простой для новой батареи отнюдь не безвреден – отсутствие регулярных циклов заряда/разряда и возможность неизбежного саморазряда снижают заложенный изготовителем ресурс процентов на двадцать. А потому не удивляйтесь, если приобретенная по привлекательной цене просроченная импортная батарея именитого производителя прослужит не больше дешевой.

Аккуратность превыше всего

Еще каких-то пятнадцать лет назад в каждом пособии по автоделу непременно описывалось, каким образом измерить плотность электролита и даже самостоятельно отремонтировать АКБ, разобрав ее и собрав! Современные батареи не вынуждают прибегать к таким мерам – для поддержания их в полной «боеготовности» достаточно не допускать глубокого разряда, регулярно «освежая» ее зарядным устройством, помогать батарее в лютый холод «пускачом» и по мере надобности доливать дистиллированную воду. Саму батарею нужно содержать в идеальной чистоте, регулярно протирая корпус и клеммы. Повышенная плотность электролита – источник ускоренного разрушения аккумуляторных пластин, а пониженная (при разрядке более чем на 25%) – виновник сульфатации пластин или замерзания электролита при минусовых температурах, снижающих срок службы батарей.

Хронический недозаряд

Вполне возможна ситуация, когда на протяжении многих дней батарея больше времени работает в режиме разряда, нежели заряжается. Дело в том, что сразу после пуска зимой обычно включается целый ряд дополнительных потребителей энергии – «печка», стеклоочистители, обогрев заднего стекла и часто ближний свет. В особенности страдают АКБ «советских» машин, у которых необходимое количество электроэнергии для зарядки вырабатывается при оборотах двигателя не ниже 2500-3000 об/мин! А где их «взять» в городе, когда половину пути на работу приходится «ползти» в пробках почти на холостых оборотах? Вот и получается, что батарея эксплуатируется в режиме постоянного «недоедания», что приводит к естественной разрядке?

Значение имеет размер

Многие автомобилисты при покупке новой батареи отдают предпочтение изделию с большей емкостью, чем у штатного аккумулятора, мотивируя это тем, что она и крутит лучше, и разряжается медленнее. К сожалению, такая батарея (по сравнению с «приписанной» штатной) обречена на «раннюю смерть», поскольку «большой» аккумулятор просто не будет полностью заряжаться! А постоянный недозаряд приводит к быстрому снижению емкости. Именно поэтому «монстр» емкостью 75 Ач прослужит меньше родной 55-й? При желании батарею можно постоянно дозаряжать после поездок, но будем реалистами – подобный «ритуал» проделывают единицы. Большинство же попросту игнорирует подзарядку, оправдывая свою беспечность «объемистостью» батареи и тем, что она новая. И совершенно напрасно!

От винта!

Увы, многие автомобилисты эксплуатируют своих «железных коней» с нарушенными регулировками систем питания и зажигания, что приводит к затрудненному запуску двигателя. А ведь для АКБ наиболее губителен именно стартерный ток, достигающий сотен ампер! Если в течение дня нерадивый владелец по нескольку раз крутит стартер, а каждый пуск длится секунд 15-20, то через один-два зимних сезона (в лучшем случае!) батарея начнет «скисать»?

Дополнительное оборудование

Даже при исправной заводской «электрике» возможны ситуации, когда батарея постепенно разряжается. Причина в том, что, помимо штатных потребителей электроэнергии, имеются всевозможные дополнительные: приводы замков, зеркал и стекол, дополнительные противотуманные фары и стоп-сигналы, компрессор для подкачки шин и, разумеется, мощная аудиосистема! Даже скромный двухканальный усилитель мощности потребляет приличное количество энергии – уже после 15-минутной демонстрации возможностей аудиосистемы вольтметр высвечивает под нагрузкой жалкие 11,4 В вместо привычных 12,5 В! Словом, любители мощных аудиоустановок, имейте в виду – иногда инсталляторы стыдливо умалчивают о том, откуда брать запас электроэнергии для «дракона» - усилителя, этот вопрос решается только одним путем – заменой генератора более мощным и установкой пары АКБ.
ДВОЙНЯШКИ

Re: Эксплуатация и обслуживание АКБ

Чт фев 09, 2017 15:03:23

Закортіло прикупити собі зарядне з десульфацією. Ніхто не стикався з виробами марки АИДА? Поганого не чули, часом, про них?
BIS

Re: Эксплуатация и обслуживание АКБ

Чт фев 09, 2017 20:35:43

ДВОЙНЯШКИ писал(а):Закортіло прикупити собі зарядне з десульфацією. Ніхто не стикався з виробами марки АИДА? Поганого не чули, часом, про них?

А зачем? Если для собственного пользования - дорого. Проще купить новый аккум и не париться ещё несколько лет. Если собираешься восстанавливать другим за деньги - тогда имеет смысл.
Хочешь продлить жизнь своему до следующей зимы?
Отдай умельцам . За пару сотен гривен они с твоим аккумом проиграются.
С началом холодов мой аккум стал подыхать. Взял у отца старенькую зарядку. Позаряжал. Вроде заводится. Думал до весны дотяну.
Потом поехал в гости. Машина возле дома три часа простояла и приехали :mrgreen:
Пришлось брать переноску и заряжать минут 20.
На следующий день купил новый.
ДВОЙНЯШКИ

Re: Эксплуатация и обслуживание АКБ

Пт фев 10, 2017 10:01:37

BIS
Чого дорого? 500-700 гривень. Минулої (чи позаминулої? :roll: ) зими добре, що Саня Шульга дав зарядку коли сів акум. Зняв, підзарядив. Досі катається. Однозначно дешевше, ніж новий.
Menwyy

Re: Эксплуатация и обслуживание АКБ

Пт фев 10, 2017 10:03:47

ДВОЙНЯШКИ писал(а):BIS
Чого дорого? 500-700 гривень. Минулої (чи позаминулої? :roll: ) зими добре, що Саня Шульга дав зарядку коли сів акум. Зняв, підзарядив. Досі катається. Однозначно дешевше, ніж новий.

изучи процесс десу-ции на конкретном щарядном. Там доходит до абсурда аля лампочку нужной мощности в цепь включить и тп.
BIS

Re: Эксплуатация и обслуживание АКБ

Пт фев 10, 2017 10:46:59

ДВОЙНЯШКИ писал(а):Чого дорого? 500-700 гривень. Минулої (чи позаминулої? :roll: ) зими добре, що Саня Шульга дав зарядку коли сів акум. Зняв, підзарядив. Досі катається. Однозначно дешевше, ніж новий.

Я смотрю на это с другой стороны.
Согласен, что можно продлить жизнь(агонию :D ) старого аккума еще на некоторое время. Возил в багажнике зарядку пару недель :D
Но постояла машина несколько часов и не завелась. Хорошо что было откуда розетку дотянуть.
А если стал среди поля? И не от кого прикурить...
Один такой случай может перечеркнуть всю экономию на акууме.
Новый акуум 1500-2000 грн. Купил и катаешься ни о чем плохом не думая еще несколько лет. Эти "лишние" потраченные деньги - твое спокойствие и отсутствие гемороя :mrgreen:
У дочки с зятем старый корч. Ехали ко мне в гости неделю назад. Сдох бензонасос. Стали посреди дороги возле заправки. Бросили машину там на пару дней. Доехали на бла-бла каре. Потом в субботу вместо того чтоб водку пьянствовать мы с зятем катались и меняли бензонасос.
Излишне потраченные деньги на обслуживание машинки - это большая вероятность безпроблемной езды.
BIS

Re: Эксплуатация и обслуживание АКБ

Пт фев 10, 2017 12:08:14

ДВОЙНЯШКИ писал(а):Чого дорого? 500-700 гривень. Минулої (чи позаминулої? :roll: ) зими добре, що Саня Шульга дав зарядку коли сів акум. Зняв, підзарядив. Досі катається. Однозначно дешевше, ніж новий.


Вчитался. Нужно различать ситуацию, когда аккум просто сел из-за простоя машинки, и когда он сдыхает.
У меня тоже пару-тройку лет назад сел аккум после пары недель простоя. Зарядил и после этого он отработал еще до этой зимы без проблем. Этой зимой даже после зарядки и езды по трассе аккум подвел после нескольких стартов :(

Насчет 500-700 грн. Насколько я понимаю это простая зарядка. Для того чтоб сделать десульфатацию нужно еще пляски с бубном. Можно отдать 200 грн тому кто это умеет делать, или имеет более дорогую зарядку с функцией десульфатации.
Может после такой реанимации аккум еще проработает какое-то время. А может и нет. Но IMHO проще вместо зарядки за 500-700 грн купить новый аккум за 1500 и не иметь проблем с ним еще несколько лет.
ДВОЙНЯШКИ

Re: Эксплуатация и обслуживание АКБ

Пт фев 10, 2017 12:37:10

BIS писал(а):Вчитался. Нужно различать ситуацию, когда аккум просто сел из-за простоя машинки, и когда он сдыхает.

О, ти і сам все зрозумів, а я не встиг відповісти :) Мова йде про перший режим. А електроніка йде вперед і є вже недорогі зарядні з визначеними можливостями. Чому б цим не скористатись? Тому й питав, чи не стикався хтось з такими.
альтист Данилов

Re: Эксплуатация и обслуживание АКБ

Пт фев 10, 2017 17:23:17

Вот и мои пять копеек. Сульфатация пластин аккумулятора происходит в результате длительного его нахождения в разряженном состоянии. Сульфаты-трудно растворимые кристаллы, имеющие повышенное (и даже очень) сопротивление протеканию тока. Их отрицательное действие на аккум в том, что образовавшись, они выводят часть активной массы пластин из процесса. Кроме того, они перекрывают собой доступ к еще не засульфатированной части намазки пластин. Емкость аккума падает, большой стартерный ток он выдать не в состоянии. :sad: Во многих зарядных устройствах реализован т.н. режим десульфатации, который, в силу трудности борьбы с этим явлением, остается не более, чем рекламным трюком. Даже танцами с бубном полностью избавиться от сульфатов не удается. Легче предупредить болезнь, чем ее лечить(наши доктора со мной согласятся). Не допускать сульфатации очень просто, надо старатся аккум держать в максимально заряженном состоянии. После частых коротких поездок, особенно зимой, поставив машину в гараж надо подзарядить аккум от внешней зарядки. Бывает достаточно 20-40 минут. Часто термин "необслуживаемый" понимается, как не требующий подзарядки. Это не так. Под этим термином подразумевается не требующий долива воды. :wink:
так бывает

Re: Эксплуатация и обслуживание АКБ

Сб фев 11, 2017 07:52:58

ЗУ Аида 20с порядок работы.doc
(54.5 KiB) Скачиваний: 104
ДВОЙНЯШКИ писал(а):Закортіло прикупити собі зарядне з десульфацією. Ніхто не стикався з виробами марки АИДА? Поганого не чули, часом, про них?

Бери, не пожалеешь, никого не слушай. Это вещь.

В свое время взял аида 20s. Суть даже не в десульфатации, из многих зарядок, ктр у меня были (подарил родычам), эта самая умная зараза. По традиции акб заряжаю два раза в год, ставлю на 5А с пятницы до понедельника, и уже через три часа она переводит процесс в режим хранения - импульсами при 0.8А гоняет его двое суток. А этой зимой пришлось воспользоваться режимом пуска, послушал блин музыку под "пивко". Включил режим пуска (20А), через 5мин завел. И еще существенная деталька, аидой заряжаю не снимая клем с акб - именно при ее характеристиках можно.
Выше вложение с описанием.
healix

Re: Эксплуатация и обслуживание АКБ

Сб фев 11, 2017 19:06:15

А ещё её можно использовать как обычный блок питания 13В 20А.
Например, если надо включить автомобильный пылесос в сеть 220.
ДВОЙНЯШКИ

Re: Эксплуатация и обслуживание АКБ

Сб фев 11, 2017 21:13:02

так бывает
Дякую. А не занадто вона потужна для наших АКБ?

служит для циклического импульсного заряда в автоматическом режиме 12В необслуживаемых и обслуживаемых аккумуляторных батарей (АКБ) емкостью от 32 до 250 А-час током 5,10 или 20А


Я думав. модель 5S нам більше підходить. :roll:
так бывает

Re: Эксплуатация и обслуживание АКБ

Сб фев 11, 2017 21:56:14

Так в аиде 20с есть 5а. Мне думается, если собрался брать, то бери с максимальным функционалом, мало ли что. Аида 5с, это просто 5а и все, а аида 20с, это 5а,10а,20а, блок питания, предпусковое, десульфатация, хранение, прочее
BND

Re: Эксплуатация и обслуживание АКБ

Вс фев 12, 2017 22:35:00

так бывает писал(а):
ЗУ Аида 20с порядок работы.doc
ДВОЙНЯШКИ писал(а):Закортіло прикупити собі зарядне з десульфацією. Ніхто не стикався з виробами марки АИДА? Поганого не чули, часом, про них?

Бери, не пожалеешь, никого не слушай. Это вещь.

В свое время взял аида 20s. Суть даже не в десульфатации, из многих зарядок, ктр у меня были (подарил родычам), эта самая умная зараза. По традиции акб заряжаю два раза в год, ставлю на 5А с пятницы до понедельника, и уже через три часа она переводит процесс в режим хранения - импульсами при 0.8А гоняет его двое суток. А этой зимой пришлось воспользоваться режимом пуска, послушал блин музыку под "пивко". Включил режим пуска (20А), через 5мин завел. И еще существенная деталька, аидой заряжаю не снимая клем с акб - именно при ее характеристиках можно.
Выше вложение с описанием.

Есть аналог (по описаниям тоже самое ПЗУ) Днепр 20А , но с плавной регулировкой
healix

Re: Эксплуатация и обслуживание АКБ

Вс фев 12, 2017 23:11:17

С плавной регулировкой чего? Максимального тока?
Нашёл только Днепр 20М 20А.Та же Аида, только краска другая.

Изображение
Write comments