Airman » Пн июл 16, 2012 09:00:39
Как сохранить жизнь и здоровье при ДТП
12 июля, четверг, 2012 8:33
В начале июля в СМИ появились данные любопытного опроса среди водителей – относительно использования ими ремней безопасности. Как оказалось, две трети тружеников дорог не пользуются ими постоянно. Причем, если 42% все же пристегиваются от случая к случаю – то 23% являются убежденными "ремнененавистниками". О пассажирах и говорить нечего.
Между тем, уже 7 июля произошло знаковое ДТП близ Чернигова - с паломниками, направляющимися в Почаевскую Лавру. Разумеется, до окончательных выводов следствия, позволящих расставить все точки над "i" еще далеко – но одно можно сказать уже сейчас. Те полтора десятка жертв могли бы остаться живы, если бы не вывалились из потерявшего управления автобуса. Подобно другим пассажирам, оставшимся внутри, и отделавшихся лишь травмами различной степени тяжести. А вывались несчастные потому, что не были пристегнуты ремнями к своим сиденьям. Ведь, в отличии от Украины, в России уже с 2010 года все транспортные средства на маршрутах свыше 50 км дальности, обязаны быть оборудованы этим нехитрым средством спасения.
Впрочем, многие перевозчики сами "страхуются" даже на более коротких маршрутах. Так, недавно в российских СМИ прошла информация о том, как на дороге с иномаркой столкнулся школьный автобус. Собственно, особого вреда от столкновения крошечной "микролитражки" "Матиз" с многотонной громадиной для пассажиров последней все равно бы не произошло. Тем не менее, дети, ехавшие на автобусе, все равно были пристегнуты. При том, что перевозили их не на какой-то иностранной модели – а на древнем ПАЗике, колесившем еще по дорогам СССР. А "почаевские" паломники то ехали на вполне современной "Скании", оборудованной ремнями. Просто их же еще застегнуть надо было – а это так неудобно, свободу стесняет, комфорт нарушает. Вот и добились комфорта – в Царствии Небесном, упокой Господи, их души…
Едешь без ремня – пиши поскорее завещание
Надеяться на что-то при столкновении автомобиля на большой скорости, если водитель не пристегнут, по меньшей мере наивно. В этой связи приведем весьма показательный расчет того, что происходит при ДТП на скорости 80 км/час – который также широко распространен в Интернете.
Спустя 0,026 с после удара вдавливается бампер; сила, в 30 раз превышающая вес автомобиля, останавливает его движение на линии передних сидений, тогда как его пассажиры — если они не пристегнуты ремнями безопасности — продолжают двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/ч.
Спустя 0,039 с водитель вместе с сиденьем стремительно движется вперед на 15 см.
Спустя 0,044 с он грудной клеткой ломает руль.
Спустя 0,050 с скорость падает настолько, что на автомобиль и на всех пассажиров начинает действовать сила, в 80 раз превышающая их собственный вес.
Спустя 0,068 с водитель с силой в 9 т ударяется о приборный щиток.
Спустя 0,092 с водитель и сидящий с ним рядом пассажир одновременно врезаются головами в переднее ветровое стекло автомобиля и получают смертельные повреждения черепа.
Спустя 0,100 с повисший на руле водитель отбрасывается назад, он уже мертв.
Спустя 0,110 с автомобиль начинает слегка откатываться назад. Спустя 0,113с сидящий за водителем пассажир — если он также не пристегнут ремнем безопасности — оказывается с ним на одной линии, и наносит ему новый удар, и одновременно сам получает смертельные повреждения.
Спустя 0,150 с наступает полная тишина; осколки, стекла и обломки железа падают на землю. Место столкновения окутывает облако пыли.
Все окончено менее чем за две десятые доли секунды.
На всякий случай уточним – непристегнутый пассажир за те же 0,2 секунды отправится в "мир иной" вместе с водителем – с той лишь разницей, что смерть принесет ему удар не руля, а просто лобового стекла и "торпедо". Ну а если пассажиры находятся еще и сзади - они, как снаряды весом в 9 тонн, не только снесут все на своем пути – но точно также переломают себе кости.
Общая статистика на этот счет еще более безжалостна – 92% из числа погибших в автоавариях были непристегнуты. Зато в тех же авариях на вменяемых скоростях до 80 км/час число жертв со смертельным исходом, пользовавшихся ремнями, исчисляется единицами.
На первый взгляд, в это трудно поверить – ну как какая-то "лента" из крепкой синтетики может помочь в момент, когда вес тела увеличивается в сотню раз? В том-то и дело – что может. По все законам физиологии. Когда в начале космической эры начались испытания допустимых пределов перегрузок человеческого организма на центрифугах – выснилось, что "максимум" при небольшой длительности, это 80 g. То есть, 80-кратная. Но если "удар" перегрузки меньше секунды – часто выдерживается даже 100 g. Больше уже возникают внутренние кровотечения, разрывы внутренних органов, даже если тело было идеально закреплено. Впрочем, ремни, слегка "прогибаясь" в момент удара, способны амортизировать даже такую субсмертельную перегрузку.
Без ремня – и подушка враг
А уж если срабатывает и "подушка безопасности" – шансы на спасение еще больше возрастают. Впрочем, по статистике, в 72% случаев жизнь водителю спасает именно ремень – и лишь в оставшихся случаях подушка. Неплохо также вспомнить, что "эйрбаги" обычно находятся в иномарках – или в авто отечественной сборки лишь максимальной комплектации. А, скажем, в обычном "Ланосе" или "ВАЗе" их отродясь не бывало. Не говоря уже о моделях постарше. Да и одна подушка может помочь лишь при лобовом столкновении – но гораздо меньше, скажем, при боковом ударе. Недаром на импортных моделях количество подушек доходит до шести.
Тем не менее, указанное устройство без пристегнутого ремня способно из "спасителя" стать "губителем". Ведь надувается оно в считанные доли секунды, от взрыва пиропатрона, двигаясь навстречу телу водителя со скоростью 200 км/час. Если до момента этой встречи скорость движения тела пригасил ремень – подушка берет на себя "вторую линию защиты", оберегая голову и туловище не только от удара о руль, но и от простого сотрясения. Если же человек непристегнут – эта же сама подушка "бьет" его со страшной силой. Кости, может, и не сломает – но травмы внутренних органов, вплоть до разрывов и кровотечений будут ого-го. Недаром даже супернавороченные иномарки с немыслимым для отечественных моделей количеством "эйрбагов" обычно снабжаются надоедливым зуммеров, не прекращающим противно пищать до тех пор, пока в салоне все не пристегнутся.
Опасная "свобода" и смертельный "хлыст"
Впрочем, при определенных обстоятельствах ремни могут оказаться плохими помощниками. Впрочем, при условии, если они – устаревших модификаций. Попросту говоря – без автоматического натяжения. Последнее часто угнетает водителей – ведь ремень всегда, хотя бы чуть-чуть, но давит на тело. А "старички" свободно висят рядом с ним. Но в случае столкновения новый ремень мгновенно натянется – и сразу же начнет препятствовать движению человека вперед. При большой скорости это грозит, максимум, ушибом ребер. А вот ремень без автонатяжения сам станет первой преградой на пути ускорившегося тела. Лучше, конечно, чем рулевая колонка – но несколько ребер точно сломаются. А что повредят их острые концы – легкие, сердце, печень - одному Богу известно.
Кроме ремня в наших условиях надо обращаться внимание еще на один важный элемент – подголовники кресел. Увы, они отсутствуют в старых моделях ВАЗов, некоторых "пожилых" иномарках. А уж на задних сиденьях часто отсутствуют и в более современных авто. Но это отчего-то мало смущает и водителей, и пассажиров. Многие, вообще, уверены, что главное назначение подголовников – это дать возможность подремать с комфортом. Пассажиру – во время езды, водителю – на стоянке.
Между тем, тело, даже пристегнутое ремнем безопасности, в процессе ДТП, после рывка вперед, тут же начинает движение в обратном направлении. Но туловище то будет встречено мягкой спинкой сиденья – а вот голове упереться будет не во что. И она начнет запрокидываться еще больше назад, переразгибая шею. Что приводит к так называемой "хлыстовой травме" – когда повреждаются шейные позвонки, происходят кровоизлияния, а то и полный разрыв спинного мозга в шейном отделе. А это – "тетраплегия", полный паралич всех четырех конечностей, и рук и ног. Причем, на современном этапе развития медицины – в принципе неизлечимый. Вскользь заметим, что и удар затылком о подголовник тоже закончится, скорее всего, сотрясением мозга и потерей сознания. Но последнее хотя бы лечится.
Право, с учетом такого исхода начинаешь понимать водителей стареньких "копеек" и "Запорожцев", вообще не пристегивающихся ремнями. Действительно, чем сохранить после ДТП жизнь полным инвалидом, неспособным к минимальному самообслуживанию, лучше уж сразу…
Чтобы избежать столь мрачной перспективы, владельцам даже указанного "старья" можно посоветовать его немного "оттюнинговать". Вместо штатных ремней безопасности без автонатяжения поставить современные модификации – это обойдется всего-то в сотню-другую гривен. Ну а вместо таких же устаревших сидений всегда можно по-дешевке найти кресла с подголовниками – от тех же пришедших в негодность иномарок, например. Или более новых ВАЗов. Да, это обойдется подороже – но, вообще, жизнь и здоровье – самая ценная штука. Которые не поможет сохранить любой "страховой полис" – если только человек не возьмет на вооружение старую, но вечно актуальную пословицу "береженого Бог бережет".
Прошлое - забыто, будущее - закрыто, настоящее - ДАРОВАНО ...
- За это сообщение автора Airman поблагодарили: 2
- olegf2 (Пн июл 16, 2012 09:36:41), oreh (Пн июл 16, 2012 11:42:12)